На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Юбилей славного полководца

К 250-летию со дня рождения
Петра Ивановича Багратиона (1765–1812)

 

 

 

Гордый потомок грузинских Царей 
не отделял любви к родной Грузии 
от верности к общему Отечеству 
всех россиян. Он не старался быть
русским. Он им действительно был
без всяких усилий со своей стороны,
поскольку могучее чувство, 
объединявшее русский народ, владело
и им. И то, что князь был русским,
нисколько не мешало ему оставаться 
грузином полностью – не было 
противоречия между тем и другим.


Ф.Ф. НЕСТЕРОВ

 

«Бог рати он» – так любовно назвала русская армия одного из своих героев – выдающегося полководца князя Багратиона.

Петр Иванович Багратион, прямой потомок грузинского царского дома Багратионов, родился на Северном Кавказе, в городе Кизляре, в 1765 году (согласно некоторым источникам – 10 июля), в семье полковника русской армии. В числе его предков был Вахтанг VI – выдающийся государственный деятель Грузии первой половины XVII века. Древние грузинские и армянские легенды возводят происхождение этого рода к Клеопе, брату праведного Иосифа Обручника, а через него– к Царю и пророку Давиду.

Любовь к военному делу возникла у Петра с ранних лет. «С молоком материнским, – писал впоследствии Багратион, – влил я в себя дух к воинственным подвигам». Его мечты осуществились 4 марта 1782 года, когда 17-летний юноша был принят на военную службу, длившуюся затем непрерывно в течение 30 лет, до самой его смерти.

Еще с Польского похода 1794 года (штурма Варшавы) Багратион своим мужеством и хладнокровием привлек внимание Суворова и стал одним из его ближайших соратников. В 1799 году «Князь Петр», как его ласково называл Суворов, получил чин генерал-майора и принял участие в знаменитых Итальянском и Швейцарском походах русской армии. При взятии крепостей Брешиа и Бергамо, в боях на реках Адда и Треббия он показал себя искусным военачальником.

 

После разгрома французской армии в трехдневном встречном сражении на реке Треббия А.В. Суворов так писал в своей реляции: «Осмеливаюсь повергнуть в Высокомонаршую Вашего Императорского Величества милость <…> князя Багратиона, мужественно отличившегося во многих случаях, как и в сих победах поражавшего неприятеля с неустрашимостью; [он] отбил три пушки и два знамени – и тем много способствовал победам». 

Итальянский поход завершился триумфом при Нови, где воинские дарования Багратиона раскрылись с особым блеском. За участие в этих боевых действиях Александр Васильевич подарил ему шпагу, с которой тот не расставался до конца жизни.

Успехи русской армии в Италии вызвали тревогу «союзников» – Англии и Австрии. Стремясь воспользоваться плодами наших побед в своих корыстных целях, они приняли новый план коалиционной войны, по которому войска Суворова должны были направиться в Швейцарию. В этом походе, начавшемся 21 сентября 1799 года, авангардом русских командовал князь Багратион.

 

Кампания велась в тяжелейших климатических условиях и почти при полном бездорожье. Из-за предательства австрийцев армия Суворова не сумела своевременно прибыть на соединение с корпусом Римского-Корсакова, который был разбит французами, и оказалась в сложном положении. В своей речи на военном совете, записанной со слов Багратиона, Суворов сказал: «Помощи теперь нам ожидать не от кого. Мы на краю пропасти! Но мы – русские!»

Чтобы избежать непрерывных боев с превосходящим его по силам противником, военачальник избрал обходной путь через горный хребет Паникс, и Швейцарский поход завершился победой.
В дальнейшем князь Багратион под началом М.И. Кутузова участвовал в наполеоновских войнах 1805–1807 годов. За сражение под Шенграбеном 16 ноября 1805 года он был произведен в генерал-лейтенанты и награжден орденом святого Георгия II класса.

 

В 1808–1809 годах Россия воевала со Швецией. П.И. Багратион командовал сначала дивизией, а затем корпусом; вел успешные наступательные действия. Война закончилась присоединением к России Финляндии и Аланских островов. Когда Багратиона произвели в генералы от инфантерии (т. е. в полные генералы), он получил назначение в Молдавскую армию, сражавшуюся с Турцией. Возглавив ее, в августе 1809 года полководец начал наступление на правобережье Дуная. Первая победа была одержана у крепости Мачин, где турецкие войска безоговорочно капитулировали.

Надвигались грозные события 1812 года. Весной князь Багратион был утвержден в должности главнокомандующего 2-й Западной армией, располагавшейся в районе Волковыска.

Война началась в ночь на 24 июня. Наполеон имел почти тройное превосходство в живой силе и более чем полуторное – в артиллерии. Русские войска вынуждено отступали вглубь страны. Искусно маневрируя, полки Багратиона нанесли противнику несколько чувствительных ударов на территории Белоруссии (у населенных пунктов Закревщина, Гудевичи, Вишнево, Кореличи, Мир, Романовка и Салтановка).

 

3 августа произошло соединение 1-й и 2-й Западных армий в Смоленске. Расчет Наполеона – разгромить русские войска по частям – не оправдался; 30 августа командование соединенными силами принял М.И. Кутузов. 3 сентября наша армия вышла в район Бородино, где началась подготовка к генеральному сражению. На левом, наиболее уязвимом фланге бородинской позиции Кутузов поставил войска Багратиона. Там были возведены земляные сооружения, названные впоследствии Багратионовыми флешами.

Сражение началось 7 сентября, на рассвете. Главные события развернулись у Багратионовых флешей и у батареи Раевского. После четырех мощных атак наполеоновским войскам удалось временно захватить флеши, однако, получив от Кутузова подкрепление, Багратион сокрушительным ударом отбросил французов с большим для них ущербом. Неудачей окончились и последующие три атаки. Не считаясь с потерями, около полудня враги атаковали флеши в восьмой раз.

Против 18 тысяч солдат и 300 орудий Багратиона Наполеон двинул 45 тысяч своих бойцов и 400 орудий. В ходе завязавшегося ожесточенного рукопашного боя князь Багратион получил смертельное ранение. Осколок французской гранаты попал ему в ногу и сбросил с коня. 

«Когда его ранили, – писал участник сражения Н.Б. Голицын, – он, несмотря на свои страдания, хотел дождаться последствий скомандованной им атаки второй кирасирской дивизии и собственными глазами удостовериться в ее успехе; после этого, почувствовав душевное облегчение, он оставил поле битвы».

Эвакуированный в село Симы Владимирской губернии, знаменитый военачальник через несколько дней скончался. Произошло это 12 сентября 1812 года. В 1839 году по инициативе поэта и партизана Дениса Давыдова прах Багратиона был перезахоронен на Бородинском поле.
Мужество и храбрость этого полководца в ходе авангардных боев, смелое маневрирование в самых сложных условиях боевой обстановки неоценимо обогатили русское военное искусство.

 

Протоиерей Павел БОЯНКОВ,
клирик храма св. блгв. 
кн. Александра Невского, 
г. Минск

 


Монумент русским воинам на Бородинском поле,
за которым находится могила П.И. БАГРАТИОНА

 

http://www.pkrest.ru/135/135-8.html

Картина дня

наверх